Говорят, что на Каннском фестивале в этом году у перекупщиков билет на “Нелюбовь” стоил до 4000 евро на премьеру. А у нас в Лос-Анджелесе мы смотрим его бесплатно – всё-таки замечательный город этот LA. Это благодаря ежегоднему осеннему AFI FEST фестивалю! American Film Institute в Голливуде проводит этот фестиваль, чтобы познакомить нас с мировыми режиссерами уже 30 лет.
В этом году было два показа “Нелюбви” Звягинцева и я пошел посмотреть его в дневное рабочее время и с удивлением обнаружил там не только пол-зала русских, но и пол-зала американцев. В Каннах, благодаря частично усилиям Паоло Соррентино (Великая красота), Звягинцев получил Приз жюри — одну из трех главных наград. За день до просмотра у меня были туристы из Ленинграда, как всегда оттуда - интеллигенция, и на мой вопрос ответ был “не понравился”: “Он показывает жизнь, а я не понимаю, зачем еще нам показывать на экране то, что мы каждый день сами видим на улице?” У Солженицына одна зэчка читает на шарашке только французские романы по той же причине. Кстати, у нас мат в фильме не микшировали в отличие от российского показа.
Хороший фильм, и зал отметил его хорошими неформальными аплодисментами. Снимал его постоянный Звягиновский оператор Михаил Кричман, не имеющий профильного образования – техника и психика этого неспешного оператора мне подходит, да и сам Звягинцев такой же: окончил в 1990 году ГИТИС и вместо театральных постановок рано утром мёл улицу на Никитском бульваре, где работал дворником, днем спал, ночью читал. А недалеко от него я лично помогал дворнику, окончившему теоретическую физику в МГУ, скалывать лёд перед особняком Рябушинского/Горького (архитектор Шехтель), правда, на 20 лет раньше. Хорошие были времена!
В любом фильме Звягинцева при желании можно углядеть сколько угодно аллюзий и символов, но этому мешает его буквальный ультрареализм или, можно сказать, документализм. Например, героиня (Марьяна Спивак, внучка Жанны Прохоренко) в конце фильма, т.е. в 2015 г, одета в спортивный костюм с надписью Russia и несётся куда-то по ленточной дорожке, оставаясь на одном месте – символ, если желаете, но ко мне в 2015 году в Лос-Анджелес (год назад была Олимпиада) приезжали из России богатые люди-туристы, в такой же модной физкультурной одежде и привозили олимпийские сувениры несчётно. Или, например, в “Нелюбви” серьёзно говорится о неком начальнике, требовавшем от своих работников быть обязательно семейными и иметь детей, а то мог уволить. По этому поводу Звягинцев сказал, отвечая на вопросы зала, что это никакой не юмор его и сослался на то, что в 2010 году в городе Рузе, под Москвой, бизнесмен Бойко-Великий (Рузское/Русское Молоко) велел всем женатым сотрудникам обвенчаться! Смотри сюда: https://www.kp.ru/daily/24539/719391/, действительно не выдумал режиссер эту антиклерикальную аллюзию – было так.
В позапрошлом году Звягинцев привозил на Оскара Левиафана и наша дочь двуязычная, которая там работала, брала у него интервью. Я поэтому осмелел, подошел к нему сбоку, взял автограф и потихоньку поинтересовался, доволен ли он фильмом, имея в виду его известную идею, что снимать кино нужно так, как будто ты зритель.
Рекомендую всем сходить на фестиваль – ещё успеете!